Как помочь ребёнку запомнить английские слова: идеи для мам.

английский алфавитНе секрет, что даже взрослым, изучающим английский, трудно заставить себя учить слова. Что уж говорить о детях! Допустим, ваш ребёнок только что начал учить английский в школе.  Вы хотели бы дополнительно позаниматься с ним дома, но он не проявляет особого интереса к простому повторению слов и переводу их с русского на английский. Или вы хотели бы, чтобы ваш малыш-дошкольник выучил свои первые английские слова?

По моему мнению, самое главное в обучении маленького ребёнка (да и не только маленького) — не отбить охоту заниматься.  Наоборот, важно пробудить в нём интерес, в данном случае, к английскому языку, пониманию иностранных слов, умению самому их произносить и запоминать. И проще всего это сделать через игру.  Я широко использую игры даже на уроках со взрослыми и постоянно убеждаюсь: позитивный настрой, приподнятое настроение, которое создаёт игра, очень важны для эффективного усвоения информации.

Какие же именно игры могут помочь вашему ребёнку запомнить английские слова? Предлагаю небольшую подборку по лексическим темам: эти занятия очень просты, не займут много времени на подготовку и могут быть совсем коротенькими. Желательно, конечно, чтоб они были регулярными. Вам понадобится только лишь знание того, как произносится то или иное английское слово или фраза. Если с этим сложности, попробуйте отыскать в Интернете словарь с озвучкой и потренировать произношение. (Например, здесь:    http://english.ymka.ru/)

Цвета.

  • red-красный,
  • blue-синий,
  • yellow-жёлтый,
  • green-зелёный,
  • orange-оранжевый,
  • white-белый,
  • black-чёрный,
  • pink-розовый,
  • brown-коричневый

Нарежьте куски разноцветного картона такого размера, чтобы ребёнок мог встать на них (можно стандартные листы А4 разрезать пополам). Разложите их по полу на некотором расстоянии один от другого. Называйте вслух по-английски цвета. Ребёнок должен перебежать на картонку соответствующего цвета. Потом можете поменяться: ребёнок называет цвета, а вы перемещаетесь по картонкам. Если играют два ребёнка, они могут соревноваться, кто быстрее встанет на нужный цвет, только советую тогда вам  сделать по два кусочка каждого цвета, чтоб дети сильно не толкались и не дрались!

В похожую  игру я играла с дочкой на площадке: рисовала прутиком на земле фрукты и овощи, называла их по-английски, а она по ним бегала. Такие игры-перебежки подходят даже для совсем маленьких, полутора-двухлетних.

Простые действия:

  • sit down- сесть
  • stand up- встать
  • jump- прыгать
  • clap your hands — хлопать в ладоши
  • run — бежать
  • walk — идти
  • turn around — повернуться кругом
  • raise your hands — поднять руки
  • dance — танцевать

Совсем маленьким можно просто называть эти действия, тут же демонстрируя. Сначала они будут просто повторять ваши движения, а потом быстро запомнят слова и будут показывать движения уже без вашего примера. Ребёнку постарше задачу усложним: он должен выполнять только те команды, после которых вы будете добавлять please.  (Это вариант известной игры Simon says — затрудняюсь сказать, кто первый её придумал). Когда ребёнок всё хорошо запомнит, поменяйтесь: пусть он теперь командует вами!

Предметы, которыми пользуемся в школе, например:

  • pen -ручка
  • pencil — карандаш
  • eraser — стирательная резинка
  • book — книга
  • notebook — тетрадка, записная книжка,
  • ruler — линейка
  • bag — сумка
  • glasses — очки
  • pencil sharpener — точилка

Положите различные предметы в большой непрозрачный пакет. Доставайте их оттуда по очереди с ребёнком и называйте по-английски. Можно завязать глаза и узнавать предметы на ощупь, так будет интереснее.

Мебель и другие слова, связанные с интерьером:

  • table — обеденный стол
  • desk — письменный стол
  • bed — кровать
  • chair — стул
  • armchair — кресло
  • sofa — диван
  • bookcase — книжный шкаф
  • cupboard — кухонный шкаф
  • refrigerator, fridge — холодильник
  • cooker — плита
  • wordrobe — шкаф для одежды
  • window — окно
  • floor — пол

Эта игра крайне проста и вам понравится: она хороша тем, что ребёнок будет бегать туда-сюда, а вы при этом можете лежать или заниматься чем угодно. Просто говорите ребёнку:  «Touch the table (the bed,  the chair, the door…)» — дотронься до чего-либо в квартире. Правда, желательно потом поменяться ролями, так что, возможно, и вам придётся побегать!

Игра «Принеси мне…»

Подходит для любой тематики, смотря какие магниты/картинки/фигурки вы найдёте. Интереснее всего с магнитами: например, у вас есть некоторое количество магнитов с изображениями животных.  Вместе с ребёнком по одному прикрепляйте их на холодильник, называя английские слова. Потом, отойдя от холодильника, говорите ребёнку «Bring me, please, the dog» — принеси, пожалуйста, собаку.  Если несёт  не то, всё равно поблагодарите, назовите слово правильно, попросите снова принести то,что называли.  Когда все магниты будут принесены, повторите всё в обратном порядке — говорите ребёнку: «Put the dog on the fridge, please» — прикрепи (положи) собаку на холодильник.  Если  вместо магнитов у вас картинки или игрушки, понятно — просто разложите их где-нибудь на диване или на полу.  Если детей несколько, можно устроить соревнование — только, опять же, лучше и картинок тогда разложить побольше.

Дети часто предпочитают, чтобы вы называли цвета, произносили команды и т.д., а они только выполняли: произносить английские слова вслух самим гораздо труднее, чем понимать сказанное.  Вернее, на то, чтобы заговорить самому, уходит больше времени. Играя со своей дочкой, я стараюсь относиться к этому с пониманием и не торопить её, если  она не хочет меняться  ролями.  Рано или поздно, почувствовав, что все слова ей уже хорошо знакомы,  она соглашается.

paola_reina_Как ещё  помочь ребёнку освоить английский? У нас есть несколько пупсов фирмы Paola Reina,  которая делает кукол разных национальностей. В нашей коллекции — два чернокожих куклёныша и два азиатской внешности. Когда дочка была маленькой, мы говорили ей, что эти куклы не знают русского языка, и с ними надо говорить только по-английски.  Куклы частенько «беседовали» с ней ,  — ведь если вдруг мама или папа начинают ни с того ни сего общаться только на английском, это может показаться странным и даже восприниматься ребёнком в штыки. А когда они то же самое делают от имени куклы — совсем другое дело…

Если у вас совсем нет времени даже на короткие занятия, просто ставьте ребёнку фоном песни на английском.  Удивительно, насколько быстро  дети их выучивают и как долго помнят. (Совершенно необязательно, чтобы было понятно и известно каждое слово, достаточно нескольких ключевых слов и общее представление, о чём эта песня.  То же относится и к стихам, и к книжкам — я обычно, читая детям книги на английском, не перевожу всё, что читаю, а стараюсь больше опираться на картинки, жесты, звуки.)

А как вы занимаетесь английским со своим ребёнком? Расскажите, пожалуйста, в комментариях!

Если вам понравилась статья, вы можете подписаться на Блог Увлечённых Родителей и получать анонсы будущих статей по электронной почте.  Я начала работу над видеокурсом по теме «Английский для мам» —  он также будет выложен на блоге. Приглашаю всех, кого интересует изучение английского языка, вступать в наш Английский клуб: здесь я выкладываю статьи на эту тему, онлайн-кроссворды, делюсь опытом и идеями. Здесь же скоро будет информация о занятиях английским по Скайпу.


5 комментариев к записи “Как помочь ребёнку запомнить английские слова: идеи для мам.”

  1. Tatiana:

    Елена,

    Большое спасибо вам за статью. Вы привели достаточное количество (и доступно описали правила) игр, в которые родители могут поиграть со своими детьми и вместе потренировать простейшие английские фразы. Этого хватит надолго. Описание игр найти не проблема, но очень важно, что вы предлагаете маме и ребенку меняться местами: мама называет предметы, действия — ребенок манипулирует, а потом наоборот. Часто «увлеченные» родители заигрываются и задавливают своим лидерством, постоянно все озвучивая, комментируя и задавая вопросы. Я сама к этому склонна и из своего опыта знаю, чем это чревато. Первая дочка безропотно терпела мое лидерство, но в качестве защиты закрывалась и уходила в себя. В результате у нее странным образом сочетаются уважение к английскому языку и желание его знать и неготовность заниматься им самостоятельно (ей уже 19). Вторая дочка сама лидер, и ее «забастовки», отказ заниматься можно, как раз, преодолеть, предложив ей первые роли, что до меня не сразу дошло. Положительно при этом, несомненно, и то, что ребенок в этом случае становится полноценным и полноправным, активным участником коммуникации. То есть он может и задать вопрос, и ответить, и озвучить просьбу, и выполнить ее. Существует, однако, одна сложность, с которой столкнутся думающие родители. Это подбор аутентичных фраз в вашем микро-общении с ребенком на неродном для вас обоих языке. С одной стороны хочется, чтобы фразы были не искусственно переведенными с русского на английский, а как раз те, которыми «там» реально пользуются реально существующие люди. Тогда при общении с «носителями» языка вы испытаете восторг, когда сможете узнать знакомые фразы и сами тоже будете понятыми. А с другой стороны, такие фразы могут оказаться сложнее для понимания и, соответственно, запоминания. В связи с этим я бы посоветовала родителям, которые хотят обучать своих детей английскому и понемногу включать общение на этом языке в свой обиход, ни в коем случае не рассчитывать на свои школьные знания, особенно если вам за 30, а обращаться к видео для малышей, созданные носителями языка. Их в интернете сейчас превеликое множество.

    Совет Елены по использованию постороннего персонажа, куклы, например, для того, чтобы смягчить «вторжение» чужого языка в ваш привычный ход жизни, тоже очень полезный. Обязательно воспользуйтесь! Сейчас мои трое малышей уже спокойно относятся к английскому в доме, ведь мама и старшая сестра общаются между собой на этом языке. Значит — это не страшно, даже если папа в этом не участвует. А вот для старшей дочери я своими руками шила куклу Машу-Mary, которую надевала на руку и которая была моим ассистентом и, после занятий, дочкиным другом.

    Тема обучения в России на самом деле актуальна и интересна. Уважаемые родители, давайте продолжим её. Елена наверняка нас прокомментирует и даст ценные советы. Правда?

    [Ответить]

    Лена Reply:

    Татьяна, спасибо за комментарий, очень интересно! Ну я бы, честно говоря, не стала особо переживать по поводу своего собственного языка, даже если он «школьный». Всё равно это лучше, чем никакой. Видео — это хорошо, конечно, но всё-таки практика через общение ребёнку нужна постоянно — хоть 5 минут в день поговорить с ним, освежить слова хотя бы самые простые. почитать простую книжку. Думаю, более продвинутый язык он потом освоит, для начала просто базовый словарь хотя бы дать. Это, мне кажется, любой родитель может, если у него элементарные знания есть.

    [Ответить]

Оставить комментарий

,