Признаки детского аутизма: 23 важных вопроса.

Аутизм3

Аутизм и связанные с ним расстройства являются серьёзными заболеваниями, затрагивающими развитие, и встречаются у 5 – 30 из 10000 детей. При этом резко нарушаются способность к общению, социальные взаимоотношения, способность к воображаемым играм.

 Эти нарушения развития трудно диагностировать в раннем возрасте. Это происходит потому, что двигательные навыки ребенка обычно сохранены, а задержка речевого и социального развития может быть недооценена до тех пор, пока ребенок в дошкольном возрасте не получит возможность общения со сверстниками. Поэтому диагноз аутизма редко ставится в возрасте до 3 лет. Однако современные данные свидетельствуют о том, что в случае аутизма крайне важны раннее выявление и ранняя коррекция коммуникативных нарушений, так как это улучшает отдаленный прогноз заболевания. При этом более вероятно, что у детей разовьются навыки общения и меньше риск формирования неуправляемого поведения.

В случае аутизма, как и в случае многих других проблем со здоровьем, может очень помочь скрининг, то есть активное выявление в данном случае признаков аутизма в процессе широкого обследования детей определенного возраста каким-нибудь доступным и простым методом. Таким скринирующим методом может стать опросник для родителей. Родители обычно начинают беспокоиться о том, что с развитием ребенка не все в порядке, довольно рано: между 15 и 22 месяцами.

Такая анкета разработана. Это так называемая модифицированная анкета аутизма у малышей (Modified Checklist for Autism in Toddlers, M-CHAT). Она применяется у детей 16-30 месяцев (оптимально – в 2 года). Любой родитель может ее успешно использовать.  Для этого следует ответить на перечисленные ниже вопросы о типичном поведении Вашего ребенка. Если что-то из перечисленного демонстрировалось ребенком редко (например, Вы видели это 1 или 2 раза), следует ответить отрицательно, то есть ребенок не делает этого.

1. Любит ли Ваш ребенок качаться и подскакивать на вашей ноге?

2. Интересуется ли Ваш ребенок другими детьми?

3. Любит ли Ваш ребенок карабкаться куда-либо, например, вверх по ступенькам?

4. Любит ли Ваш ребенок играть в прятки, «ку-ку»?

5. Изображает ли Ваш ребенок какие-либо действия взрослых, например, разговаривает по телефону, нянчится с куклой или другие подобные действия?

6. Использует ли Ваш ребенок указательный палец для того, чтобы указать на что-то, попросить что-то?

7. Использует ли ваш ребенок указательный палец, чтобы показать свой интерес к чему-либо?

8. Может ли ваш ребенок играть маленькими игрушками (машины, кубики…) соответственно их предназначению, а не просто роняя, тиская или беря в рот?

9. Приносит ли когда-либо Ваш ребенок вам какие-то предметы, для того, чтобы Вам что-то показать?

10. Смотрит ли Ваш ребенок Вам в глаза более, чем в течение 1-2 секунд?

11. Проявлялась ли у вашего ребенка когда-либо повышенная чувствительность к звукам (например, затыкал уши)?

12. Улыбается ли Ваш ребенок, видя ваше лицо или в ответ на Вашу улыбку?

13. Подражает ли Вам ребенок (например, имитирует Вашу мимику)?Аутизм1

14. Откликается ли Ваш ребенок на свое имя, когда Вы его зовете?

15. Смотрит ли ребенок на игрушку, если Вы указываете на нее через всю комнату?

16. Ходит ли Ваш ребенок?

17. Смотрит ли Ваш ребенок на те предметы, на которые смотрите Вы?

18. Делает ли Ваш ребенок необычные движения пальцем у своего лица?

19. Пытается ли Ваш ребенок привлечь Ваше внимание к своей деятельности?

20. Беспокоил ли Вас когда-либо вопрос, не является ли Ваш ребенок глухим?

21. Понимает ли Ваш ребенок то, что говорят люди?

22. Бывает ли такое, что Ваш ребенок смотрит в пустоту или бродит бесцельно?

23. Смотрит ли Ваш ребенок Вам в лицо, чтобы проверить Вашу реакцию, когда сталкивается с чем-то неизвестным?

Тест не пройден, если не пройдены 2 или более критических вопроса или 3 любых вопроса. Критические вопросы выделены жирным шрифтом.

Вопросы считаются не пройденными при следующих ответах:

1.Нет 2. Нет 3. Нет 4. Нет 5. Нет 6. Нет 7. Нет 8. Нет 9. Нет 10. Нет 11. Да 12. Нет 13. Нет 14. Нет 15. Нет 16. Нет 17. Нет 18. Да 19. Нет 20. Да 21. Нет 22. Да 23. Нет

Если тест не пройден, нужно обязательно проконсультироваться с психоневрологом или детским психиатром, привлекается также и логопед. В настоящее время не выявлен какой-то биологический маркер аутизма, и значит, нет лабораторного анализа, помогающего поставить диагноз. Диагноз ставится в процессе наблюдения за ребенком, часто решение принимается консилиумом врачей. Важно не упустить время и вовремя начинать коррекцию нарушений развития малыша: обучать распознавать эмоции другого человека, развивать имитационные способности, умение владеть своим телом и речевые навыки.

Важно подобрать врача, который найдет контакт с Вашим ребенком.

Источники.

1. The Modified Checklist for Autism in Toddlers: An Initial study Investigating the Early Detection of Autism and Pervasive Developmental Disorders. Diana L. Robins, Deborah Fein, Marianne L. Barton, and James A. Green. Journal of Autism and Developmental Disorders, Vol. 31, No. 2, 2001.

2. «Учебное пособие по аутизму» (для педиатров, родителей и всех специалистов, работающих в этой области). 2013. Линда Ли (Help Autism Now Society). (рисунки взяты из этой брошюры)

Внимание: вышла в продажу электронная книга рекомендаций врача-педиатра, автора этой статьи, Е. Демиденко: «Ваш малыш до года: радость вместо тревог». Опыт 22-летней врачебной практики: ответы на самые насущные вопросы родителей:
cover


6 комментариев к записи “Признаки детского аутизма: 23 важных вопроса.”

  1. Привет :) Чего-то я не поняла:
    да 12 — ребенок разве не может в ответ улыбаться?
    Тема статьи, конечно, очень и очень серьезная…

    [Ответить]

    Евгений Reply:

    Юлия, улыбаться как раз естественно. Именно при ответе «нет» вопрос не пройден.

    [Ответить]

    Юлия Reply:

    Егений, значит я не поняла! Это меня и смутило…мне всегда все дети в ответ улыбаются..ну,за редким исключением.

    [Ответить]

  2. Лена:

    Да, Юль, тема очень серьёзная, конечно… Но мне кажется, стоит говорить на любые темы, и серьёзные, и грустные… Ведь это тоже часть нашей жизни, а нам иногда легче делать вид, что каких-то вещей не существует, особенно если они нас напрямую не касаются. Я хоть никогда лично и не сталкивалась с проблемой аутизма, но сейчас вот при нашей детской библиотеке организуется клуб для родителей и детей-аутистов. Поскольку мы постоянно участвуем в разных проектах совместно с библиотекой, нас туда приглашали, и мы обязательно сходим. Если мы чем-то можем помочь, то это и для них, и для нас важно… Потом напишем!

    [Ответить]

    Юлия Reply:

    Лен, конечно, я согласна, что стоит говорить на любые темы. Тем более, это здорово, что у Вас в библиотеке организуется такой клуб — это важно как детишкам, так и их родителям. Все можно преодолеть, если взяться за дело вместе, сообща!

    [Ответить]

  3. Оксана:

    Тема очень тяжелая, да… ((
    А такой тест встречаю впервые, интересная информация!

    [Ответить]

Оставить комментарий

,