Детские вопросы и взрослые ответы.

Вопросы4

Этот пост посвящен детским вопросам и тому, как мы на них отвечаем.

Вопросами дети начинают забрасывать родителей довольно рано.   Могут ли малыши задавать вопросы еще до того, как научились говорить?  Да, у них есть много возможностей задать вопрос, не прибегая к помощи слов: посмотреть внимательно на интересующие его объект или человека, приблизиться к нему, указать на что-то, дотронуться до чего-либо, посмотреть на родителей с вопросительным выражением лица…

Когда малыш таким образом невербально задает вопрос, лучше всего попытаться понять, что его интересует, и озвучить свою догадку. Например, «ты хочешь узнать, что внутри этой шкатулки?». Если догадка верна, это будет видно по реакции ребенка. Озвучивание предполагаемых вопросов ребенка способствует его речевому развитию.

Откуда берутся ребячьи вопросы?

Их  источник — интерес и удивление, которые присущи всем людям с рождения. Как привить ребенку интерес к новому,  к учебе — это большая тема, заслуживающая отдельной статьи, так же как и то, как сохранить этот интерес после того, как ребенок пошел в школу (источник моих нынешних больших личных тревог за 2 года до этого события в нашей семье). Скажу только, что ключом здесь, видимо, является второе указанное врожденное чувство: удивление.   Как там у А.Блока:

Как мало в этой жизни надоВопросы2
Нам, детям, — и тебе и мне.
Ведь сердце радоваться радо
И самой малой новизне.

Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран —
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман!

Думаю, что для поддержания интереса это самое главное — умение удивляться, находить что-то необычное в обыденном, способность взглянуть на что-то под новым углом зрения. Потом уже, когда пламя интереса разгорится, оно будет само высвечивать эти пылинки цветного тумана: интерес и удивление будут поддерживать друг друга. Но первоначально наша важнейшая родительская задача — это дать толчок, помочь найти разглядеть что-то удивительное во всем, с чем ребенок сталкивается.

 

Этой темы касается и мой пост  Мельница о развитии кругозора ребёнка, где я предлагал потренироваться:  какие крупицы знания  можно найти для малыша во вполне реальном сельском пейзаже. Если предложите еще какие-то варианты, помимо моих, очень прошу поделиться ими со всеми в своих комментариях.

Вопросы с «Что?» могут появляться уже с 1,5 лет. И уже здесь следует максимально внимательно подходить к своим ответам. Приведу пример от Гленна Домана. Я достаточно прохладно отношусь к его методике раннего развития ребенка, но тут он высказался хорошо:

Например, ребенок видит на улице сенбернара и спрашивает «Что это? » Какие варианты ответов могут быть и что они в себе несут для ребёнка?

1 Мне некогда, ты же видишь. За 30 сек ребенок сделался тупицей.
2. Это гав-гав. За 30 сек ребенок научился никчемному слову.
3. Это собака. За 30 сек ребенок поймет, что слово «собака» относится к конкретному объекту, но вряд ли осознает, что оно обозначает образы самых разных собак.
4. Это собака породы сенбернар. За 30 сек ребенок получил представление, что подобный внешний вид (шерсть, лапы, хвост…) имеют объекты, называемые собаками, они отличаются друг от друга (делятся на породы), и именно эта собака (с подобным окрасом, ростом, формой головы…) называется сенбернар. (Из книги И.В.Мальцевой «Раннее развитие: лучшие методики и игры»).

сенбернар
Какие вопросы задают малыши?
Характер задаваемых вопросов меняется по мере развития ребенка. Ниже приведены возрастные ориентиры для разных вопросов. Это именно ориентиры, так как речевое развитие у каждого ребенка происходит с особенностями, уникальными для него.

 

  • 21-24 мес: «Что это?»
  • 25-28 мес: использует вопросительную интонацию
  • 26-32 мес: «Где?»
  • 36-40 мес: «Кто?»
  • 37-42 мес: вопросы, требующие ответа «да» или «нет»
  • 42-49 мес: вопросы «Когда?», «Почему?» и «Как?»

(Взято из книги: Linder, T. (2008). «Transdisciplinary play-based assessment», 2nd edition. Baltimore, MD: Paul H. Brookes Publishing.)
На практике, я бы сказал, чаще всего это происходит раньше указанных сроков.

Очень важны вопросы «почему?» Именно они характеризуют интерес ребенка к постижению взаимосвязей в окружающем мире.

Качество родительских ответов на этот вопрос может весьма отличаться. Восприятие детьми родительских ответов на вопрос «Почему?» явилось темой целого исследования, проведенного психологами Бостонского университета.

Сравните следующие ответы, предлагавшиеся в ходе этого исследования на вопрос ребенка «Почему идет дождь?»

 

Весенний дождь

Почему идёт дождь?

1. Иногда идет дождь, потому что влажно, и на небе облака, и с неба льется вода. Когда с неба льется вода, это называется дождь, и из-за дождя все становится мокрым.
2. Иногда идет дождь, потому что на небе есть облака, и они наполнены водой. Когда воды в облаках становится слишком много, она проливается на землю, и все становится мокрым.
Обратите внимания, что первый вариант ответа, по сути, не является ответом на поставленный вопрос. По своим наблюдениям, могу сказать, что мамы у нас достаточно часто дают ребенку ответы подобного типа. Итак, эти ответы давались детям разными людьми. Затем детям предлагалась картина с каким-то новым для них предметом, и экспериментатор, указывая на какую-то часть предмета спрашивал, например: «Интересно, почему это здесь эта круглая деталь?» На этот вопрос те же люди отвечали сопоставимо исчерпывающе, например, один говорил «Благодаря этой округлой детали, его можно крутить на столе», а другой — «Благодаря этой округлой детали, его можно катать по столу».

Итак, чье же объяснение в отношении округлого предмета предпочитали дети? И трехлетние малыши, и дети пяти лет предпочитали объяснение того человека, который ранее дал лучшую информацию (2 вариант ответа на вопрос о дожде).

Интересно, что 5-летние дети осознавали, какой человек объясняет лучше. Когда их просили его выбрать, они указывали на человека, предлагавшего реальное объяснение. 3-летние не могли указать на лучшего объясняющего, но тем не менее бессознательно выбрали его для получения объяснения по следующему вопросу.

Исследователи пишут о том, что дошкольники удивительно чутко воспринимают не только наши слова, но и манеру изъясняться,

почемучка

почемучка

то, как мы преподносим им информацию.   На практике это означает, что качество объяснений, которые мы предлагаем своим детям, будут влиять на их оценку нас в качестве внушающего доверия источника информации. И более того, от этого будет зависеть, насколько охотно дети будут обращаться к нам за объяснением в последующем.
В заключение хочу сказать: уйму раз себя хвалил за удачные ответы своим девчушкам, а потом сразу же ругал за то, что они были преждевременными.Всегда лучше взять паузу, чтобы предложить ребенку ответить на свой вопрос самому: «А ты как думаешь?». Практически всегда, пусть и с помощью ваших наводящих вопросов, ребенок сам может найти правильный ответ или близко подойти к нему. И это самый эффективный метод, недаром же был предложен Сократом.

В статье использовались материалы:
1. Статья «Using Questions to Support Your Child’s Learning» by Rebecca Parlakian with Claire L. Lerner . http://www.zerotothree.org/child-development/school-readiness/using-questions-to-support.html
2. Статья «Calvin’s Dad Was Right: How to Communicate Science to Kids» by Garth Sundem . http://www.psychologytoday.com/blog/brain-trust/201403/calvins-dad-was-right-how-communicate-science-kids.

Елена: захотелось добавить и свою мысль.  Дети иногда задают очень глубокомысленные и сложные вопросы, из тех, что мы называем «о смысле жизни».  Я никогда не избегаю таких  серьёзных разговоров, наоборот, считаю очень важным общаться с ребёнком на подобные темы, чтобы делиться своими ценностями, представлениями о том, что действительно важно в жизни. В какой-то понравившейся мне книге (может быть, у Некрасовых, но не уверена) обсуждался вопрос: как отвечать ребёнку, к примеру,  на вопрос о смерти. Совет был такой: говорите то, во что верите сами. И в целом, говорите с ребёнком о том, что называется «нравственными ценностями», не надейтесь полностью на то, что он вырастет и сам разберётся.  «Если вы не передадите ребёнку свои ценности, то найдутся другие люди, которые внушат ему свои».  После долгих размышлений я решила, что согласна с этой мыслью. Конечно, вырастая, человек многое переоценивает, на многие вопросы даёт свои ответы,  мировоззрение может меняться, и это естественно. Но всё-таки, есть такое понятие: «заложено с детства».

Конечно, одних вопросов-ответов мало, важнее то, что чувствуем и делаем  мы сами, взрослые. К примеру, моя мама всегда очень горячо любила и жалела животных ( и до сих пор любит).  У нас дома всегда жили кошки и собаки, часто подобранные ею, и я видела, насколько искренне её трепетное отношение к животным вообще.  Это же чувство вошло и в меня, стало частью меня, тут не нужно было разговоров и объяснений.  Тем не менее,  я думаю, что  и откровенные разговоры, и вопросы, и ответы, и обсуждение того, что ребёнка волнует — это очень, очень важно, и мне бы очень хотелось главного: никогда не утратить доверие своих  детей. Стараться, чтобы они, вырастая, всё так же хотели задавать нам, родителям,  свои вопросы…  а мы — им.


Один комментарий к записи “Детские вопросы и взрослые ответы.”

  1. Как всегда, у вас полезная статья, ребята :)
    Я всегда стараюсь дать полный ответ сыну на его удивленный взгляд или вопрос. При этом какое-то свое мнение высказать. Надеюсь, что делаю правильно. Дальше будет видно.

    [Ответить]

Оставить комментарий

,