Экология для детей: увлекательная экскурсия в настоящую эколабораторию.

в экологической лаборатории«Очень долго мы все, люди, развивали свои науки — учили в школах,  университетах —  исходя из наших интересов: интересов человека.  И только сейчас мы поняли , что нам, людям, будет тогда хорошо, когда будет хорошо и жуку, и жабе, и мыши, и лягушке».
Так рассказывал зачарованным слушателям Александр Михайлович, профессор Балтийского Института Экологии  Политики и Права.  Наша экскурсия в настоящую экологическую лабораторию началась в небольшой комнате, где мы прослушали небольшой, но крайне интересный рассказ для детей об экологии и вообще о жизни на Земле. Профессор рассказывал о растениях : о том, что, если сравнить, сколько весят все растения в мире, вместе взятые, то их вес будет намного больше, чем вес животных и людей. Это наглядно было нам продемонстрировано на простом, но всем понятном рисунке. Он объяснял детям взаимосвязь всего живого и важность растений для существования животных и людей: о том, что именно они создают нам пригодные условия для жизни, и от них зависит наш климат. Срубил 10 деревьев — посади 12.

Дети слушали очень внимательно.  Экскурсия рассчитана была на школьный возраст, от 7-ми лет, но мы подумали, что нашей 5-тилетней дочке, которая давно и прочно «в теме» природы и экологии, будет интересно, и не ошиблись.  Она выслушала весь рассказ, а по дороге из учебной комнаты в лабораторию  не преминула напомнить мне озвученные профессором правила техники безопасности : «Мама, только в лаборатории ничего без спросу не трогай!» А я немного позавидовала студентам Александра Михайловича — не отказалась бы  и сейчас посидеть за партой и послушать о  вещах, которые считаю действительно важными…

самописец и анализ воды

самописец

Всё, что происходило потом в лаборатории, было крайне увлекательным. Все участники экскурсии, и мы в том числе, принесли с собой воду на анализ.   Сначала профессор подписал каждую бутылку, отметив на ней имя ребёнка и то, откуда взяли воду: из-под крана, из магазина и т.д.  Думаю, такие детали немаловажны — ведь это помогает ребёнку почувствовать, что он не просто пришёл поиграть, а участвует в настоящем научном эксперименте.   Потом специальный прибор оценивал уровень органических загрязнений в каждом образце воды.  По линиям, которые чертил самописец на большом листе бумаги, можно было наглядно увидеть, в каких из бутылок  вода чище, в каких — грязнее. (Мы были рады обнаружить, что в нашем образце взятая из-под крана и пропущенная через обычный фильтр — кувшин вода оказалась достаточно чистой.)

изучаем хроматографПотом Александр Михайлович показал детям, что такое хроматограф, как он работает и для чего нужен. Это устройство, которое позволяет разделить смесь веществ  на её составляющие — если капнуть смесью красителей на специальную полоску, а потом опустить её в раствор, на ней постепенно начнут проявляться пятнышки разных цветов. Используя подобные устройства, можно определить источник загрязнения окружающей среды:  если есть предположения,  откуда произошла утечка вредных веществ,  можно проверить, так ли это, разложив это вещество на  исходные составляющие.

ecolab4Все дети по очереди сами капали краситель на полоску, а потом опускали её в раствор и следили за процессом. Каждому не терпелось скорее попробовать,  — хорошо, что полосочек хватило всем!  А я наблюдала за своей дочкой, которая, видно было, ловила каждое слово профессора и не спускала глаз с приборов, старательно проделывая  требуемые манипуляции.   Целый час она простояла у лабораторного стола с неослабевающим вниманием.  Я подумала: хорошо бы в наших вузах было больше таких преподавателей, как Александр Михайлович — увлечённых своим делом и умеющих заинтересовать даже маленьких детей.

Полосочки с разноцветными пятнышками, прошедшие через хроматограф, нам разрешили взять с собой. Напоследок детям показали, как в ультрафиолетовых лучах выглядит стекло — как оно начинает светиться разными цветами.

Едва выйдя из лаборатории, Маша стала спрашивать, пойдём ли мы сюда ещё.  Возможно! Экскурсия была по-настоящему познавательной,  — для нас с дочкой словно  окно в мир реальных научных исследований. Ведь ты не просто читаешь о них в книжке, а видишь своими глазами, да ещё и активно участвуешь. И для  экологического воспитания детей такой практический опыт будет очень полезен. (Но, конечно, собираясь на такую экскурсию с дошкольником, важно учитывать  индивидуальные особенности ребёнка, его интересы и склонности, ведь все дети разные.)

Почитать о других экскурсиях, на которых мы были с Азбукой Петербурга, можно в рубрике куда сходить с детьми.


Оставить комментарий

,