О пользе оптических иллюзий, или сколько зверей на этой картинке?

удивительные оптические иллюзии

Недавно, когда ждал дочку с занятий в нашей библиотеке, зашел на старший абонемент и наткнулся на книгу, которая сразу мне показалась очень занимательной, и я ее взял почитать. Это «Удивительные оптические иллюзии» Джанни А. Сарконе и Мари-Джо Ваэбер.

 

Книга прекрасно иллюстрирована, там собраны десятки различных оптических иллюзий, которые сгруппированы по темам. Я сразу же предполагал смотреть ее с детьми, но не думал, что она даст столько пищи для размышлений и дальнейших разговоров с ребенком. Хочу привести в качестве примера некоторые иллюзии и то, что мы по их поводу обсуждали (или же я планирую обсуждать).

Очень интересно и полезно смотреть с детьми оптические иллюзии на тему «спрятанное изображение». Приведу два примера. Достаточно известна литография-головоломка «Недоумевающая лиса», созданная Н.Курьером и Дж. М. Ивсом:

недоумевающая лиса

Найдете на ней лошадь, ягненка, вепря, еще какого-то зверя, похожего на волка, и не менее 13 человеческих лиц? Мою Машульку было не оторвать от этой картинки. Такие задания прекрасно развивают наблюдательность и воображение. У этих художников есть как минимум еще одна подобная картина: «Старая швейцарская мельница».

Следующий пример — рисунок американского художника-иллюзиониста Расти Раста. Тут не надо выискивать мелкие детали, но увидеть 2 альтернативных изображения на картине:

оптические иллюзии Расти Раста

Амбар или карета?

У него очень много подобных картинок-головоломок, включающих завуалированные темы, спрятанные объекты и визуальную двусмысленность. Их легко найти в сети. Вообще, есть замечательные сайты, где выложены много оптических иллюзий.

А вот это – «лица Муни»:

лица Муни

Этот тест был разработан когнитивным психологом Крейгом Муни и направлен на проверку правого полушария мозга, точнее – его способности формировать логические образы на основе минимальной информации. Можно, например, попросить ребёнка отыскать лицо женщины, пожилого мужчины…  Машуля справилась.
А вот пример  одной из многих картин-перевертышей Джузеппе Арчимбольдо.  Выясните, можно ли этот натюрморт мгновенно превратить в портрет?

картина Арчимбольдо

Оптические иллюзии касаются и архитектуры. В книге приводится изображение купола церкви Сан-Игнасио в в Риме, расписанный Андреа Поццо в 1685г в технике тромплёй. Этот название было новым и для меня и обозначает приём в искусстве, целью которого является «создание оптической иллюзии того, что изображённый объект находится в трёхмерном пространстве, в то время как в действительности нарисован в двухмерной плоскости» (Википедия).

купол церкви Сан-Игнасио

На самом деле купол имеет лишь слегка изогнутую поверхность. Собираюсь подобрать еще примеры этого приема в архитектуре и живописи и продемонстрировать дочке. Здесь же можно коснуться ухищрений архитекторов, которые намеренно вносят кривизну в архитектуру.  Парфенон потому и   кажется идеально прямолинейным, что на самом деле в его контурах почти нет ни одной строго прямой линии, что исправляет погрешности человеческого зрения.

Оказывается, можно создать не только иллюзию объема, но и движения – в скульптуре. Привожу изображение скульптуры голландского художника Петера Янсена:

скульптура Петера Янсена

Наводящими вопросами пробовал от Маши получить ответ на вопрос «Что хотел передать в скульптуре художник?», но она его не дала (просто описывала скульптуру). Дал  ей наводку, спросив, почему при фотосъемке объекты получаются смазанными. Так вышли на движение. Потом Машу заинтересовало, почему «левая нога толстая». Изобразил  ей в замедленном темпе показанное на репродукции движение. Она поняла: это оттого, что левая нога как толчковая совершает движение меньшее по размаху  по сравнению с правой ногой.

В книге приводится много иллюзий, касающихся искажений пространства. Спросите ребенка, сможет ли он построить такую конструкцию из Лего? А если нет, то почему? С этим у дочки сложностей не было.

lego

 

Показал дочке эту фотографию и спросил ее о том, что в ней невозможно. Она дала ответ после наводящего вопроса «Какая из площадок на концах лестницы выше?»

оптическая иллюзия бассейн

Уверен, что такие задания будут работать на совершенствование пространственного мышления у детей. Я этого немного касался в посте «Кое-что о математике для дошкольников».

Ну и напоследок – известная иллюзия «Уткозаяц». Считается, что оба изображения одинаковы по воздействию, и поэтому ни одно из них не является доминантным:

уткозаяц

Во всех этих иллюзиях, допускающих двоякое толкование, можно поспорить с ребенком, отстаивая мнение, отличающееся  от предложенного им. Пусть он попытается убедить вас, объясняя свой взгляд на вещи, а вы объясните свой. Это будет работать на лучшее понимание ребенком того, что два человека могут иметь разную точку зрения на один и тот же предмет, что у другого человека представления о чем-либо могут не совпадать с вашими.

Очень интересные оптические иллюзии представлены в детском интерактивном музее Лабиринтум, где мы побывали с детьми.

И в заключение темы иллюзий… Классическая аналогия двух крайностей восприятия жизни – стакан наполовину пустой или полный – это тоже в своем роде иллюзия, нечто подобное уткозайцу. Можно поговорить с ребенком и об этом. Мы так и сделали.

Понравилась статья? Нажимайте на лайки, чтоб у меня не создавалась иллюзия, что она неинтересна:=) Как всегда, буду рад вашим комментариям!

Приглашаем васподписаться на Блог Увлечённых Родителей, чтобы не пропустить новые статьи на нашем блоге!


Один комментарий к записи “О пользе оптических иллюзий, или сколько зверей на этой картинке?”

  1. Надо будет непременно приобрести эту книжку.

    [Ответить]

Оставить комментарий

,