Эйнштейн в детстве обходился без планшета, или Влияние медиа на развитие ребёнка.

ребёнок и медиаЭтот пост — продолжение темы, начатой в статье о воздействии ТВ на здоровье детей.

Влияние медиа на развитие ребёнка.

В последнее время все больше уделяется внимания изучению связи воздействия медиа и гиперактивности ребенка.

Так, например, продолжительное исследование  (American Academy of Pediatrics) 2,623 детей показало, что дети, которые смотрят ТВ в возрасте 1 и 3 года,  имеют значимо повышенный риск развития расстройства внимания в возрасте 7 лет.


Каждый час просмотра ТВ в возрасте 1 и 3 года связан с увеличением риска развития синдрома гиперактивности с дефицитом внимания в возрасте 7 лет почти на 10%. Строго говоря, это  исследование не выявило причинно-следственной связи между просмотром ТВ и  развитием синдрома гиперактивности с  дефицитом внимания у детей. В возрасте 1 и 3 лет, когда оценивалось влияние ТВ, не проводилась диагностика этого синдрома (сомнительно, что это вообще возможно в этом возрасте). Возможно, что у детей тогда уже были начальные  проявления его, и поэтому они были способны сосредоточиться преимущественно только на просмотре ТВ. Но стоит ли проверять это на своем ребенке?  Тем более, что есть масса других исследований на эту тему.
Приведу результаты еще одного исследования (проведённого университетом Айовы)  более 1000 детей, наблюдавшихся в течение 13 мес.  В ходе этого исследования отслеживались их телевизионные и видеоигровые привычки. Обнаружено, что экранное время, в отношении как ТВ, так и видеоигр, было связано с последующими нарушениями внимания. Важно, что риск развития нарушений внимания был выше у детей, проводящих перед экраном более 2 часов.

SpongeBobСразу же после всего лишь 9-минутного просмотра SpongeBob,  способности 4-летних детей сосредотачивать внимание, решать проблемы и контролировать свое поведение значительно ухудшались по сравнению с детьми, которые смотрели более размеренное шоу или рисовали. Подобные результаты демонстрируют и другие детские шоу, насыщенные экшеном. Это данные эксперта Angeline Lillard (University of VA).

Медиа могут нарушать речевое развитие.

Soultana Tomopoulos с коллегами  (2010) провели продолжительное исследование с детьми, начиная с 6-ти месячного возраста.  Исследователи отслеживали, как часто ребёнок подвергался воздействию медиа-средств,  и сопоставляли эти данные с уровнем когнитивного и языкового развития ребёнка на протяжении 8 месяцев. У детей, подвергавшихся выраженному влиянию медиа-средств, рассчитанных на взрослых или более старших детей, в 14 –месячном возрасте когнитивное и речевое развитие отставало по сравнению с детьми, подвергшихся слабому медиа-влиянию.

В этом же исследовании показано, что медиа, ориентированные на маленьких детей,  например, Baby Einstein, не давали  значимого положительного эффекта в развитии младенцев.

Воздействие фонового ТВ.

С раннего возраста на ребенка начинают действовать многочисленные отвлекающие факторы, поскольку родители, считая, что младенцы не обращают внимание на включённый телевизор, не меняют свои телевизионные и другие медиа-привычки, когда в семье появляется ребенок. Эксперт Daniel R. Anderson в своей работе “Media Multi-tasking in Early Childhood»  поставил вопрос следующим образом: «с раннего возраста многие младенцы вынуждены выбирать между очень важными и значимыми жизненными ситуациями и отвлекающими внимание, но крайне незначимыми стимулами, идущими от домашних медиа-средств». То есть, сигналы, идущие от ТВ, мешая ребёнку сосредоточиться, дробят его внимание на более короткие отрезки. Малышу труднее научиться сконцентрироваться на какой-то конкретной задаче. Формируется так называемое «клиповое мышление»,  когда информация (в основном – визуальная) воспринимается в форме прерывистых фрагментов.

Фоновое ТВ нарушает игру детей. В исследовании 12 – 36 месячных детей показано, что продолжительность их игры короче, когда они находятся в одной комнате с родителями, смотрящими по ТВ взрослые программы, чем когда телевизор выключен. При этом дети играют в менее сложные игры. Видимо, даже непонятные детям и, вероятно, скучные для них программы могут отвлекать их внимание на протяжении какого-то времени.

Фоновое ТВ нарушает взаимодействие  родителей и ребенка. Когда включен телевизор, взрослые разговаривают и общаются с детьми меньше.

Проблема фонового ТВ  в сущности — это пример выполнения человеком нескольких задач одновременно,для чего в английском языке есть специальный термин: multitasking.  (Готовя материал, я сделал для себя интересное наблюдение о том, как языковые различия влияют на возможность решения тех или иных задач.  Английскому языку присуща прагматичность, способность емко, одним словом обозначить проблему. А есть слово – можно решать проблему, стоящую за ним.)

На одном из сайтов я прочитал следующее:  «Можно сказать, что положительной стороной клипового стиля мышления является способность к многозадачности, способность мгновенно вычленять главное в потоке разрозненной информации. Сейчас школьник одновременно может слушать музыку, общаться в социальной сети, писать блог и делать уроки…». Как к этому относиться?

Выполнение одновременно нескольких задач реально возможно только в двух случаях. Либо, по крайней мере, одна из задач выполняется автоматически без нашего внимания, например, ходьба, еда, либо выполнение задач основано на различных процессах в головном мозге. Например, дети могут эффективно заниматься учебой, слушая классическую инструментальную музыку. Однако способность усваивать информацию при чтении и слушании вокальной музыки значительно уменьшается, так как в выполнении обеих задач задействован речевой центр мозга. На самом деле мы постоянно переключаемся с одной активности на другую.
Почему выполнение сразу нескольких задач может быть неэффективно? Когда ребенок переключает свое внимание с одной задачи на другую, это происходит всегда с определенной временной задержкой. Фактически при этом тратится до 40% больше времени по сравнению с выполнением единственного задания. Исследование 2010г (Kaiser Family Foundation) показало, что те, кто считают себя мастерами в выполнении «одновременно» различных задач, показывают наихудшие результаты. Они делают больше ошибок, хуже запоминают, затрачивают больше времени. Проведено исследование, подтвердившее, что школьники выполняют домашнюю работу хуже, если при этом смотрят ТВ. Другое исследование показало поразительный уровень отвлечения внимания у школьников, работающих за компьютером при включенном ТВ. В этом исследовании отслеживались движения глаз. Оказалось, что за полчаса  школьники переключали свое внимание между компьютером и ТВ 120 раз. Сами они были уверены, что это происходило  около 15 раз за полчаса.
По способность ребенка сосредотачиваться на задании можно предсказать, каковы будут его оценки в школе. Склонность к выполнению сразу нескольких задач (multitasking) и общее число часов, на протяжении  которых школьник имеет дело с гаджетами, влияют на школьную успеваемость.

Эффективны ли развивающие программы?

ребёнок с гаджетомИсследователи давали семьям развивающее DVD, цель которого была – обучение младенца 25 новым словам. Все дети были в возрасте от 12 до 18 мес. Некоторые семьи смотрели DVD со своими малышами по крайней мере 5 раз в неделю на протяжении 4 недель. Другие семьи оставляли своих младенцев смотреть  DVD в одиночестве (взрослые были в той же комнате). В таком режиме используют обучающие фильмы многие родители, покупающие их для своих детей. Семьи в третьей группе не получали DVD, но должны были сами найти способы обучить своих малышей этим словам в течение 4 недель. Четвертой (контрольной) группе не давалось никаких указаний.
Через 4 недели оценивалось количество слов, которые освоили младенцы. Дети, просматривающие DVD, продемонстрировали такие же результаты, как в контрольной группе. Таким образом, просмотр DVD вообще не помог детям выучить слова, и это при том, что младенцы очень заинтересованно смотрели DVD, были буквально прикованы к экрану.
Младенцы, родители которых целенаправленно обучали их новым словам, знали к концу исследования на 10% слов больше. Таких исследований много. 2-3-летние дети, смотрящие обучающие программы, не демонстрируют больший словарный запас.

В исследовании детей раннего возраста и дошкольников проводились наблюдения за общением их со своими мамами во время чтения книг, просмотра развивающих ТВ передач или игр с игрушками. Просмотр ТВ снижал как количество, так и качество взаимодействия матери с ребенком. Так, мамы относительно мало обращались к ребенку во время просмотра. А когда это происходило, их высказывания часто не были связаны с тем, что говорил ребенок.
Таким образом, речевой обмен был непродуктивным и мог мешать обучению ребенка.

Чем плохи развивающие ТВ передачи для детей?

Проблема заключается не только в том, что дети смотрят в экран, но в том, чего они из-за этого лишены. Несмотря на то, что компьютерные приложения и ТВ программы позиционируются как обучающие и образовательные, исследования показывают, что дети до 3 лет испытывают дефицит как сенсорного опыта в целом, так и дефицит визуальных впечатлений. Это означает, что они получают с экрана гораздо меньше стимулов, способствующих обучению, по сравнению с тем, что они могли бы получить от взаимодействия с реальной жизнью. Экраны двумерны, они не учат младенца конструировать трехмерный мир.
В США, например, в средних классах есть такой предмет STEM, означающий: Science, Technology, Engineering, and Mathematics (наука, технология, конструирование и математика). На нем школьники несколько недель могут на iPad в специальной программе строить американские горки и пускать по ним вагончики. Программа моделирует воздействие различных физических сил, которые детям приходится учитывать. Но затем они переходят ко второму этапу: постройке реальных, но небольших по размеру американских горок. И оказывается, что то, что прекрасно получилось на экране, в жизни выходит иначе, и их первая постройка рассыпается. Оказывается, что вагончик не удерживается на слишком трясущейся трассе, опоры недостаточно надежны, нужно продумать способ мягко остановить в конце пути вагончик и.т.д. То есть, школьники тут сталкиваются с настоящей физикой в действии.

Просмотр медиа укорачивает время общения детей со взрослыми и обедняет его. Даже если ребенок смотрит обучающую программу или фильм со взрослыми, взрослые обычно в это время менее внимательны к его потребностям и мало взаимодействуют с ним. И если даже обучающая программа максимально интерактивна, она не сравнится с вами по богатству возможностей, способствующих речевому развитию ребенка. Условия для речевого развития ребенка максимально благоприятны, когда существует возможность свободного общения между ребенком и людьми, которым он дорог.

дети перед телевизоромПросмотр передач, даже образовательных, ведет к уменьшению мыслительных усилий ребенка. ТВ обычно предъявляет минимальные интеллектуальные требования к ребенку. Это может сформировать привычку к лености ума, которая будет в последующем отвращать ребенка от занятий, требующих более интеллектуальных усилий. Когда ребенок не сводит глаз с телевизора, кажется, что он глубоко осмысливает увиденное. На самом деле практически сразу после начала просмотра ТВ мозг человека входит в состояние альфа-ритма, характерного для расслабленного бодрствования и дремы. При этом человек повышенно внушаем, менее критично относится к информации, в том числе — рекламе, которую получает с экрана, чем если бы она поступала по другим каналам.

Чем больше времени ребенок проводит за просмотром развивающих программ, тем меньше времени уделяется чтению познавательной литературы, что негативно сказывается на развитии, так как чтение познавательных книг развивает словарный запас ребенка.
чтение с ребёнкомРанее дети уделяли значительную часть своего времени чтению, которое связано с минимальным отвлечением внимания, развивает память и воображение. ТВ нарушило процесс концентрации внимания, предлагая детям фрагментированные визуальные стимулы и низкие требования к воображению.
Ни одна развивающая ТВ программа и ни одно планшетное приложение, если ребенка оставляют с ними один на один, не сравнятся по эффективности с усилиями родителей, желающих привить эти способности ребенку. Если только это не критическая ситуация, когда ребенком родители не занимаются.
Почему родители уверены в высокой эффективности развивающих программ? Все очень просто: в жизни ребенка постоянно происходит что-то новое, чуть ли не каждый день появляются новые достижения в развитии. Так что если ребенок постоянно занимается с помощью гаджета, то эти достижения будут в той или иной степени приписываться его воздействию.

Компьютерная грамотность: когда начинать?

Многих родителей тревожит, что если ребенок не познакомится рано с компьютером, планшетом, то он не разовьет навыки, необходимые в современном мире. Безусловно, компьютерная грамотность, расширяющая наши возможности и информационную картину мира, крайне важна, тем более для молодых людей. Вопрос в другом: в каком возрасте приобщать ребёнка к компьютеру? Как быстро он сможет освоить необходимые умения?
Я хочу рассказать об эксперименте, который был проведен в 1999 году.
дети у компьютераСугата Митра, исследователь в области образования (ныне профессор университета Ньюкасла) вместе с коллегами сделали дыру в стене, окружающей трущобы Нью-Дели и установили там компьютер, подсоединенный к Интернету, и так все оставили.  Скрытая камера фиксировала все происходящее. Эксперимент получил название «Дыра в стене» (“Hole in the Wall”). Детям  этого беднейшего района в возрасте 6-13 лет  позволили совместно играть с компьютером. Их никто специально не обучал, они сами учили друг друга, делясь знаниями и умениями, полученными опытным путем.  В течение 3 месяцев эти дети, не умеющие читать и никогда не видевшие  ранее компьютера, приобрели компьютерную грамотность, под которой исследователи понимали  умение выполнять большинство из следующих задач:

  • Использование всех операционных функций  Windows (click, drag, open, close, resize, minimize, menus, navigation и.т.д.).
  •  Рисование с помощью компьютера.
  •  Загрузка и сохранение файлов.
  •  Компьютерные игры.
  •  Использование обучающих и других программ.
  •  Поиск и серфинг в интернете.
  •  Создание учетной записи электронной почты.
  •  Прием и отправка электронных сообщений.
  •  Общение в чатах.
  •  Устранение простейших неисправностей.
  •  Загрузка и проигрывание потокового медиа-контента.
  •  Загрузка игр.

Помимо этого с ними происходило следующее:

  • Дети обучили друг друга английскому языку в объеме, достаточном для использования электронной почты, чатов и поисковых систем.
  • Улучшили свое английское произношение.
  • Улучшили свои отметки по математике и естественным наукам.
  • Сдавали экстерном (раньше на несколько лет) экзамены.
  • У них улучшились навыки общения.
  • У них сформировались независимые суждения.

Эксперимент в последующем повторялся в 23 регионах Индии, а в 2004 году — в Камбодже. Каждый раз эти поразительные результаты воспроизводились.  Так неужели, когда придет время, под вашим чутким руководством ваш ребенок не освоит компьютер за 1-2 месяца? Но обратите внимание: дети, участвующие в эксперименте, были старше 6 лет.
дети танцуютИменно до этого возраста, до 6 лет, для детей особенно важна игра. Игра не на компьютере, а в реальной жизни, для них является основным способом познания мира. Ребенок должен развить сильное тело, координацию движений и мелкую моторику, научиться конструировать в реальном трехмерном мире, овладеть языком в общении с родными и сверстниками, научиться сдерживать свои импульсы до социально приемлемого уровня и взаимодействовать с другими людьми,  развить свое воображение. Уверен, что у  этих детей из Индии возможностей для этого было предостаточно.  Если ребенок своевременно не сформирует у себя перечисленные выше навыки, то в последующем наверстать это будет невозможно или очень сложно.
Нехватка родительского внимания и эмоциональное развитие ребёнка.

Недавнее исследование (Boston Medical Center), опубликованное в журнале Pediatrics демонстрирует, что когда родители заняты своими мобильными гаджетами, их дети отходят на задний план.  Исследователи установили скрытые камеры в ресторане быстрого питания и наблюдали за взаимодействием родителей с детьми во время обеда. Из 55 наблюдаемых семей, 40 были поглощены своими мобильными гаджетами. Почти треть родителей использовала их на протяжении всего обеда. Некоторые дети спокойно ели, но большинство вело себя беспокойно или пыталось привлечь своим поведением внимание родителей. Один мальчик пытался поднять голову мамы от ее мобильного, но его руки просто оттолкнули.
parents-and-smartphoneКогда мы обсуждали эту тему на Клубе отцов, многие папы отметили, что дети, начиная с младенческого возраста,  очень ревностно относятся к занятиям родителей различными гаджетами, возмущаются, привлекают к себе внимание. И это неудивительно. Любовь к ребенку проявляется во внимании, которое мы ему оказываем. Дети чувствуют нашу любовь, когда мы проводим с ними время. Мы должны понимать, что ощущают наши дети, когда мы постоянно смотрим в свои экраны, а не в их глаза. Конечно, мы не можем быть с ними постоянно, и дети нуждаются в своём личном времени, когда они предоставлены сами себе. Тем не менее, когда мы, находясь с детьми, постоянно возимся с различными гаджетами, мы даём им понять следующее. Во-первых,  мы демонстрируем детям, что компьютерные игры, бесконечные смс-ки и твиты — это нормальный способ провести наше короткое время на этой планете.  Во-вторых, когда мы предпочитаем возню с нашими гаджетами общению с нашими детьми (а именно так ребенок понимает то, что мама и папа постоянно заняты  с различными устройствами), мы даем им понять, что они не настолько важны для нас. Что они не стоят нашего внимания. Когда мы пялимся в наши экраны, мы не существуем и не любим. Дети пока не могут понять, что это мы, родители, ведем себя неправильно, они принимают это на свой счет. Они думают, что они не достойны нашей любви, недостаточно важны для нас, чтобы мы обращали на них внимание. Мы учим наших детей, что скорее будем играть в Angry Birds или сидеть в социальных сетях, чем быть с ними. Часто в последующем  требуются значительные усилия со стороны детей, чтобы восстановить порушенную  родителями в детстве самооценку. И когда они подрастут, они будут играть в свои собственные игры на различных устройствах, не только потому, что от родителей они поняли, что это достойное времяпрепровождение, но, возможно, из-за неверия в то, что кто-то захочет обращать на них внимание.

Скажу коротко о нашем подходе к использованию различных гаджетов в доме.  Ещё до  рождения старшей дочки  мы полностью перестали смотреть ТВ, отдав в хорошие руки большой телевизор из комнаты.  Новости узнаём из Интернета,  фильмы смотрим также на компьютере или DVD. Мы не ставили себе каких-то ограничений или сознательной цели отказаться от ТВ. Это произошло само собой: мы заметили, что нам интереснее проводить время, разговаривая друг с другом, играя в настольные игры или просто читая книги.
Наша старшая дочь  Маша смотрит фильмы и мультики по DVD. Она начала смотреть мультфильмы не раньше 2 лет.  После 1г 6-9 мес я ей демонстрировал детские презентации (Power Point). Их я могу рекомендовать. Это именно презентации, средства демонстрации ребенку какой-то новой информации, используемые родителем. Если вы введете в поисковой системе фразу «Презентации для детей», то практически сразу увидите как минимум 2 сайта, где их выложено море: для разного возраста и на разные темы. Конечно, и при их использовании нужно соблюдать меру. Сейчас дочка  (ей 5 лет) смотрит в день или 3 коротких мультфильма за раз, или один большой мультфильм (30-45 мин в день). С младшей тут проблема: она смотрит все вместе со старшей сестрой, но часто быстро теряет интерес и идет заниматься своими делами. Никогда не даем  ничего смотреть вечером. Сами смотрим фильмы, когда дети засыпают. В течение короткого времени (до 15 мин) периодически занимаюсь с Машей на планшете по разным обучающим приложениям (в основном — математика); начали это делать после 4 лет. На смартфоне этим занимаемся очень редко (в дороге). Сам я сейчас внимательно слежу за тем, чтобы не брать с собой за обеденный стол смартфон: стал чаще к нему обращаться с появлением блога и аккаунта в Твиттере.

В конце мая появится ещё одна статья по теме «Технология и семья». Она будет посвящена воздействию сцен насилия на ТВ и в видеоиграх на ребенка, а так же рекламе и влиянию ТВ на жизненные ценности. Речь пойдёт и о некоторых проблемах, касающихся подростков. Завершать статью будут рекомендации экспертов по регулированию воздействия технологии на жизнь семьи. Подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропустить эту и другие новые статьи, и мы дадим вам знать об их появлении по email.
Как обычно, мы приглашаем всех заинтересованных темой статьи оставлять свои комментарии. Какую роль играют современные технологии в жизни Вашей семьи? Какую пользу для развития Вашего ребенка принесло использование современных гаджетов и конкретных приложений? Сталкивались ли Вы с какими-либо проблемами и как их решали?

 

 


5 комментариев к записи “Эйнштейн в детстве обходился без планшета, или Влияние медиа на развитие ребёнка.”

  1. Спасибо за статью, очень полезная информация! Каюсь, мы грешим фоновым ТВ, т.к. дом новый, кто-то из соседей постоянно что-то сверлит, другие ругаются, третьи веселятся в компании гостей и все это слышно, стены тонкие. Так, к сожалению, сейчас строят дома( Вот после прочтения статьи сразу выключили телевизор, хоть там и шла безобидная передача…не хочу, чтобы мой сын считал, что из-за ТВ мы его не любим, а про то, что внимание у детей страдает, тоже стала понемногу это замечать… Теперь вот даже не знаю как быть с музыкой… часа два в день ребенок ее слушает, при этом танцуя…как не устает, не знаю) Подходит и пальцем показывает на радио, мол, включи и давай танцевать)) Не знаю, мне кажется это может быть проявлением его натуры? Или тоже стоит ограничить?

    [Ответить]

    Лена Reply:

    Да мне кажется, в музыке ничего плохого нет, наоборот, хорошо!

    [Ответить]

  2. Надеюсь, а то пока мы без музыки никуда)

    [Ответить]

  3. Хочу рассказать о нашем опыте с просмотром телевизора после Вашей статьи… Итак,телевизор мы с мужем не смотрим чуть больше недели. Вернее смотрим, но только когда есть действительно интересный фильм и только вечером,когда ребенок уже спит. Прогресс появился уже буквально на следующий день отказа от ТВ! Ребенок стал спокойнее. Раньше, если у него не получалось собрать пазл так, как он хотел или игрушка не влезала в развивающий домик, сын начинал топать ногами и швырять несговорчивые игрушки…сейчас, если не получается что-либо, пробует еще раз, в крайнем случае мне отдаст, чтобы я снова показала как правильно. Вот казалось,подумаешь, тихо работает телевизор… мультики показывает, животных… да ребенок почти и не смотрел его, минуту посмотрит и потопает по свои делам… а вот воздействие на ребенка все равно было!!

    [Ответить]

    Лена Reply:

    я, честно говоря, на себе очень чувствую — если прихожу куда-то, где фоном телек работает, ощущаю резкий дискомфорт. Для меня это как вторжение в личное пространство.

    [Ответить]

Оставить комментарий

,