Липовый двор, лебединое озеро и банник: 1 день в Цюрихе.

Цюрих

В этом году отпуск у меня закончился нестандартно. Провел я его на даче. Все было бы прекрасно, если бы не погода, которая испортилась сразу же, как начался мой отдых, и отказывалась улучшаться все 3 недели отпуска. А в мой первый рабочий день мы с коллегами по работе сели в самолет и отправились в командировку в славный город Цюрих. Полет прошел отлично — компания Swiss International Air Lines активно обносила пассажиров напитками и шоколадом. У нас был трансфер до отеля. Аэропорт в Цюрихе располагается недалеко от города.

Мы остановились в отеле Sorell Hotel Rütli 3* на Zähringerstrasse 43. Отель расположен очень удобно: в центре города у площади Central, почти на берегу реки Лиммат, до озера – рукой подать; на пересечении трамвайных маршрутов, которые вели к различным клиникам, которые мы планировали посетить, недалеко от железнодорожного вокзала, в трех минутах ходьбы до гипермаркета «Coop». (Где-то там неподалеку, кстати, и дом, где останавливался наш Владимир Ильич, который знал толк в том, где пожить. Но времени ходить по ленинским местам у нас не было. ) Отельчик оказался очень милый. В номере – кофейная машина. Правда, там только завтраки, которые на уровне. Разместившись, мы пошли гулять вдоль правого берега реки и, миновав громаду собора Гроссмюнстера (нем. Grossmünster) и церковь Церковь Вассеркирхе (Wasserkirche) с памятником швейцарскому реформатору Ульриху Цвингли, вышли к озеру.

озеро в Цюрихе

Цюрих, озеро

Вода в реке и озере чистейшая (очень хорошо видно дно, даже на глубине). Плавает много лебедей; почему-то мы не видели молодняка, только взрослые птицы. Вдоль набережной тянутся весьма нестандартные клумбы: в центре их среди цветочков гордо возвышается чертополох, от которого мы избавляется на своих дачных участках:

Чертополох на клумбе, Цюрих

Через каждые 30-50 метров — музыканты, играющие в различных стилях. Чувствуется, что играют для души. Мы прилетели в воскресенье, и народу у озера было много.
Так, миновав китайский городок, мы добрели до городского пляжа, который нам посоветовала девушка с reception. Он находится в конце набережной в районе Zürichhorn. Быстренько сбросив с себя все лишнее, мы влились в разноцветную и разноязычную толпу загорающих на пляже, а затем окунулись в озеро. У меня это было открытие плавательного сезона в этом году. Совершенное блаженство! Вода, конечно, не парное молоко, но и никаких мурашек по коже не забегало. Ощущения в целом какие-то сюрреалистические. Ещё вчера сидел себе на даче, пережидая дождик, при 15° воздуха и комарах, а тут вдруг загораешь при 30° , но не на песочке, что было бы естественно, а на европейском газоне; неподалёку плавают лебеди, а вдалеке на юге видны альпийские вершины, теряющиеся в облаках.

Для пущего сюра со скрежетом пришли в движение колесики, шестеренки и прочие детали какой-то конструкции, установленной на набережной. Оказывается, это скульптура «Эврика» известного швейцарского скульптора ЖанаТэнгли, представителя так называемого «Кинетического искусства». Нам удалось увидеть ее в движении, что бывает нечасто. «Эврика» звучит радостно, но мне при виде ее вспомнились какие-то босховские сюжеты.

Эврика, Цюрих

скульптура «Эврика»

Ещё из достопримечательностей: недалеко оттуда находится Музей Хайди Вебер (Центр Ле Корбюзье). Это здание является последним проектом знаменитого архитектора Ле Корбюзье, и экспозиция в нем целиком посвящена его работам. В него мы не заходили, но здание мне показалось очень симпатичным.

центр Ле Корбюзье, Цюрих

центр Ле Корбюзье

На обратном пути мы получше рассмотрели скульптуру известного английского мастера Генри Спенсера Мура, покоящуюся на травянистом холме у озера. Она называется Sheep Piece. Сам Генри Мур сказал о ней так: «Я всегда любил овец. И у меня есть большая скульптура, которую я назвал Sheep Piece, так как я поставил ее на поле, и овцы наслаждались ею. И ягнята играли вокруг. Овцы как раз подходящего размера для того ландшафта, который я предпочитаю для своих скульптур. Лошадь и корова уменьшали бы ощущение монументальности. Возможно, овцы – это неотъемлемая часть ландшафта моего детства в Йоркшире». Я видел фотографии этой композиции на ее прежнем месте до Цюриха, где как раз присутствуют овцы. Вид идиллический. В Цюрихе овец нет, зато вокруг нее резвится радостная детвора.

Sheep Piece

Попетляв по улочкам, мы расположились, наконец, на открытой площадке какого-то ресторанчика и стали делиться впечатлениями. Между тем над нами расползлась тучка, которую мы заприметили вдали еще днем, и вдруг буквально в течение нескольких минут похолодало, поднялся ветер, который стал сметать все со столов, и стал накрапывать дождик. Так что погода в Цюрихе из-за гористой местности может меняться очень быстро.
Мы поспешили в номер. По пути очень хотелось пить, и мы на свой страх и риск попробовали воду из фонтанчика недалеко от Гроссмюнстера. Таких фонтанчиков там много. Вода вкусная. Негативных последствий не было. Потом уже цюрихцы рассказали нам, что воду эту можно пить, и, вообще, никто в Цюрихе не покупает бутилированную воду, все пьют из-под крана.

Цюрих

На следующее утро, позавтракав, мы взяли у администратора транспортную карту.  По ней можно в течение суток перемещаться любым общественным транспортом. Главное, не забыть прокомпостировать ее на остановке перед первой поездкой. Стоит карта 8,5 франков.

Утром у нас была рабочая программа, а затем мы пошли осматривать город уже вдоль левого берега реки. Нам рассказали об экскурсионном троллейбусе, который объезжает весь старый город, но мы решили отказаться от этой затеи: лучше всего представление о городе можно получить, побродив не спеша по его улочкам.

Мы перешли реку к центральному вокзалу и дальше пошли по Банхофштрассе (Bahnhofstrasse). На этой улице, одной из самой дорогих в мире, разместились многочисленные магазины, причём, чем дальше от вокзала и ближе к озеру, тем круче бренд и, соответственно, цена. Пройдя немного вдоль нее, свернули мимо башни Urania на пешеходный маршрут, обозначенный на карте города, взятой из отеля. Прежде всего преодолели 65 ступеней, ведущих от набережной к Линденхоф ( Lindenhof), что означает «липовый двор». Отсюда и разрастался город. Первоначально это был римский городок. Именно здесь в ходе археологических раскопок найдена римская надгробная плита датированная 2 веком. На плите находится первое упоминание о Цюрихе — Turīcum, римский вариант названия города: STA(tio) TURIC(ensis) («таможенный пост Турикум»). Что означает это слово, неясно.
Оттуда открывается прекрасная панорама реки, всего города на противоположном берегу с доминирующим собором Гроссмюнстер. Тут нужно непременно сфотографироваться. С липового двора мы спустились к собору Святого Петра (Kirche St. Peter) с самыми большими в Европе башенными часами. Минутная стрелка у них почти 4 метра, а диаметр циферблата 8,7 метра. Башня собора в обрамлении старых зданий выглядит очень живописно.

панорама Цюриха

собор св. Петра, часы

Затем мы осмотрели церковь Фраумюнстер (Fraumünster), полюбовались ее витражами, некоторые из них выполнены Марком Шагалом. Они создают очень светлое и радостное настроение.
К тому времени мы уже изрядно проголодались, время было обеденное. Но теперь, в отличие от вечера первого дня, у нас была наводка: переводчица порекомендовала нам одно местечко, где можно славно перекусить. Выполняя свою культурную программу, мы неуклонно двигались к нему. Этот ресторан называется Zeughauskeller, находится он на Банхофштрассе (Bahnhofstrasse) 28A у площади Paradenplatz.
Здание было построено в 1487 году как арсенал, в качестве ресторана – с 1926 года. Учитывая арсенальное прошлое ресторана, декорирован он соответствующе: на стенах – знамена, доспехи и вооружение со времен средневековья, все настоящее. Обстановка очень приятная. Нам быстро подобрали столик на четверых. Есть меню на русском и русскоговорящий персонал.

ресторан Zeughauskeller

По рекомендации той же переводчицы мы решили заказать фирменное блюдо Zeughauskeller «Kanonenputzer» (так называли банники для прочистки стволов пушек). Официант освободил центральную часть стола и эффектно водрузил туда длинное деревянное блюдо с метровой килограммовой сосиской. К ней на тарелках – картофель и соус из кислой капусты, ну и, естественно, горчица. Эта метровая порция на четверых стоит 88 франков. На человека пообедать вышло 28.5 франков, включая 400 мл традиционного янтарного пива сo светлым и темным солодами. Очень вкусно! И хоть я уже давно не пью пива и не ем колбасных изделий, с удовольствием попробовал здешнюю кухню. Выбор напитков и блюд тут  очень большой.

банник

на столе — банник

Оплачивать везде в Цюрихе можно в евро, сдачу дают франками. За все время у меня не приняли евро только в одном маленьком магазинчике.
Умиротворенные мы покинули ресторан и прошли 2 квартала, отделяющие нас от озера. Взяли билет на кораблик (по-моему, около 15 франков) и через 20 минут отплыли. Кораблик делает в течение 1,5 часов круг по озеру, несколько раз останавливаясь у пристаней. В этот день температура была уже около 20°, обдувал ветерок, а мы разморенные сидели на верхней палубе, наслаждаясь видом озера и его зеленых берегов. Красота!

озеро, Цюрих, вид с кораблика

вид с кораблика

Банник, конечно, был потрясающий, но всем он пришелся как-то тяжеловато. По пути в отель мы закупили продукты в гипермаркете «Coop» и провели в отеле подведение итогов прошедшего дня. А меня еще поджидал ночной Цюрих. К сожалению, желающих составить мне компанию не нашлось. Прошелся вдоль озера маршрутом нашего первого вечера и у какого-то спуска к воде славно поплавал. По набережной единичные в поле зрения прогуливались прохожие, не обращая на меня особого внимания. Только сонные лебеди, похоже, недоумевали и ближе, чем на 2 метра, подплывать к себе не разрешали. Вернулся в отель к 3 часам ночи.

церковь Grossmünster

На следующий день у нас была очень плотная рабочая программа. Погода создавала нужный настрой: 15° и дождило. Свободный у нас был только вечер. Мы закупились на Банхофштрассе, кто чем, затем встретились с коллегами, приехавшими в Швейцарию на отдых, побродили и познакомили их с Zeughauskeller, где ими был повторен подвиг с банником. Я в это раз заказал паштет, тоже выше всяких похвал. Вечерком опять подвели итоги. Я вышел проститься с ночным Цюрихом, а на следующий день мы были уже дома. Наш маршрут за эти дни, вполне стандартный, можно рекомендовать приезжающим в Цюрих на 1 день.
Что касается рабочей части нашей поездки, то она была весьма плодотворной. Мы посмотрели 3 частные клиники, где многое можно перенять, как в мелочах, так и в принципиальных вещах, обсудили все интересующие нас вопросы с швейцарскими коллегами, нащупали почву для будущего партнерства. Равняемся на европейские стандарты!

2 комментария к записи “Липовый двор, лебединое озеро и банник: 1 день в Цюрихе.”

1. Лена:

Да, жаль, что это была чисто деловая поездка, а то бы мы с дочками присоединились. Поплавать и посмотреть на лебедей — им бы это точно понравилось! А городочек такой чистый, спокойный на фото выглядит — как из сказки.

[Ответить]

2. Сергей Кондратьев:

Цюрих-действительно особенное место. Напоминает ожившую сказку. Очень рекомендуется посетить гору Uetliberg в 20 минутах езды на пригородном поезде. С нее открывается потрясающий вид на город, озеро и окрестности. Во время нашего посещения временами шел дождь и светило солнце. Образовалась радуга почти полного круга, потом еще одна. Причем мы находились как будто выше радуги. Потом стемнело, и вышла полная луна. Вид на вечерний Цюрих тоже впечатляет.